История общественного пассажирского транспорта

22 декабря 2016 - Администратор

История общественного пассажирского транспорта

Первым известным современным историкам видом пассажирского транспорта стали носилки, переносимые с сидящем на них вельможей, рабами. Примерно в то же время использовались и телеги. Первоначально они были бесколесными, по принципу саней. С появлением и распространением колеса они были вытеснены.

Однако, ни в Древнем Риме, ни в Греции, ни даже в Китае не существовало общественного пассажирского транспорта. Телеги, повозки и носилки были доступны относительно небольшой, наиболее богатой, части населения.

Первым общественным транспортом стал французский омнибус — многоместная конная повозка, которая впервые появилась на регулярном маршруте в Париже в городском и пригородном сообщениях в 1662 г. Для него составлялось специальное расписание движение, т.о. именно омнибус можно считать родоначальником всех маршрутных пассажироперевозок.

В Англии прототипом общественного транспорта стал дилижанс — многоместная карета, запряженная лошадьми и использовавшаяся для перевозки пассажиров, багажа и почты в междугороднем сообщении. Движение осуществлялось по расписанию, предусматривались остановки на промежуточных станциях.

В России в XVIII в регулярно работали так называемые линейки — открытые многоместные конные повозки с продольной перегородкой. Пассажиры в них сидели боком к направлению движения. Курсировали линейки в городском сообщении. Междугородние перевозки в XVI-XIX вв осуществлялись ямской гоньбой. Столь специфическое название происходит от наименования почтовых станций, на которых осуществлялось смена лошадей, отдых пассажиров, — ям.

В XIX в в крупнейших городах мира (Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Москва и т.д.) появились конки — железные дороги с конной тягой. Движение по ним по сравнению с обычными повозками было облегчено, в связи со снижением сопротивления движению. Однако, конка стала завершением эпохи движения «живой силой»: были исчерпаны возможности увеличения скорости сообщения.

На смену лошади пришла паровая машина. Так, первая железная дорога в России появилась в 1837 г между Санкт-Петербургом, Царским Селом и Павловском (всего 26 км). По ней осуществлялось движение по расписанию, поезд двигался со скоростью 56 км/ч. В 1843-1841 гг велось и благополучно закончилось строительство «чугунной» дороги между Питером и Москвой, в 1861 г — Москвой и Владимиром (в 1862 г ветка была доведена до Нижнего Новгорода).

Не стоит думать, что железнодорожный транспорт развивался только в междугороднем и пригородном сообщениях. В 1863 г в Лондоне была проложена городская ж/д — Metropolitan Railway (англ., столичная железная дорога). Она была изолирована от других путей и проходила на земле и под землёй. В последствии именно подземные ветви унаследовали имя своей прародительницы. В 1868 г метрополитен появился в Нью-Йорке, в 1896 г — в Будапеште, в 1898 г — в Вене, в 1900 г — в Париже, в 1935 г — в Москве.

А вот судьба наземных, тогда еще паровых железных дорог сложилась несколько иначе. Имя им дал проект английского богача, а по совместительству изобретателя мистера О'Трема — Tram way (дословно с англ. — путь Трема). Однако, пути двух «сестер» — наземной и подземной железной дороги разошлись не сильно. И сейчас в городском сообщении действуют электрички, имеющие больше сходства с метрополитеном, и метротамы — с трамваем (самая длинная подземная трамвайная ветвь проложена в Волгограде и составляет 3,34 км).

Сейчас на общественном транспорте широко распространены двигатели внутреннего сгорания (ДВС), однако, в момент их появления и первых шагов (конец XIX — начало XX вв), они считались неперспективными. Гораздо больше толка видели в электрическом транспорте (трудно себе представить, но в 1899 г парк «паромобилей» составлял 40% от парка механических экипажей, 38% — электромобили, 22% — машины с бензиновым двигателем). Собственно той эпохе мы и обязаны современным видом трамваев, а также троллейбусам.

Троллейбус (от омнибус и троллеи — навесная контактная сеть, от которой работает транспорт) в первые в России появился в Москве на Садовом кольце в 1933 г.

Параллельно, хоть и некоторым запаздыванием, развивались автобусные перевозки. Собственно здесь и произошел бенефис ДВС — он не требовал ни контактной сети, ни железной дороги. Термин «автобус» происходит от слов «автомобиль» и «омнибус» (куда уж без него?). В 1906 г в Петербурге был открыт первый автобусный маршрут, в 1907 г — в Архангельске, в 1908 г — в Москве.

Несколько отставая от маршрутных видов транспорта появились таксомоторные. В 1909 г было создано первое в России таксомоторное предприятие. Произошло это в Москве. В 1912 г в Санкт-Петербурге насчитывалось 220 автомобилей-такси.

Война и последовавшая за ней революция несколько приостановила это развитие, но после относительной стабилизации началось восстановление регулярного пассажиросообщения. Успехи пришли не скоро, лишь в 1925-1928 гг за счет приобретения иностранных автобусов в крупных городах удалось наладить регулярное сообщение между отдельными районами. Отечественные автобусы стали поступать лишь с 1929 г. К 1940 г удалось организовать перевозки более чем в 300 городах, а автобусный парк составляли 15,6 тысяч единиц.

На период Второй мировой войны гражданские пассажирские перевозки были практически отменены, и восстановлены в полном объеме лишь 1947 г. В период 1960-1990 гг все показатели (объем перевозок, совершенная транспортная работа, плотность маршрутной сети, автопарк и т.д.) стабильно росли. Однако, в период кризиса были существенно снижены, а автопарк сильно технически устарел. И только начиная с 2000-х наметилась позитивная тенденция к восстановлению общественного пассажирского транспорта.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!